Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Профилактика ДДТТ

Платформа обратной связи

Комиссарова Светлана Николаевна

Музыкальный руководитель

 

Музыка и дети.

Занятия с детьми по обучению игре на музыкальных инструментах стимулируют их психо-речевое развитие:

- способствуют формированию слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;

- формируют чувство ритма, что является профилактикой логоневроза (заикания);

- развивают координацию движений и мелкую моторику пальцев рук;

- раздражение нервных окончаний на подушечках пальцев рук стимулируют развитие речевых центров в коре головного мозга;

- одновременное выполнение различных движений правой и левой руками развивают межполушарные взаимодействия в коре головного мозга, стимулируя мыслительную деятельность;

- развитие эмоционально-волевой сферы у детей является профилактикой гиперактивности и различных нарушений поведения.

Сегодня мы познакомим вас с таким инструментом, как Гусли и даже сыграем на нем (см. видео: «Маленькая ёлочка» исполняет Влада Бондаренко).

Гу́сли— русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Название, которое встречается с XI века. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

На гуслях играют герои русского былинного эпосаСадкоДобрыня НикитичСоловей Будимирович.

К гуслярам на Руси было неоднозначное отношение. В течение долгого времени это были почетные гости на любом сборище. Они развлекали народ музыкой и пением, рассказывали разные истории, рассуждали о днях минувших, а иногда заглядывали и в будущее – по верованиям древних русичей, гусляры владели особой, поэтической магией. Ни одно мероприятие в богатом доме, будь то свадьба или похороны, не обходились без гусляра. Считалось, что любое дело, требующее удачи -  военный поход, сватовство или еще что -  непременно решится наилучшим образом, если перед тем как приступить к нему, послушать песнь гусляра об этом событии.  

Гусли всегда были и остаются неотъемлемой частью русской культуры, их красивое переливчатое звучание ассоциируется с Родиной, миром, покоем, чем-то бесконечно родным и привычным. Русская народная музыка отличается разнообразием жанров, мелодий и вариантов исполнения. В настоящее время фольклорные коллективы очень популярны, они активно выступают на фестивалях, сборных концертах, городских мероприятиях и вызывают искреннее восхищение зрителей всех возрастов.Только люди, знающие и любящие свои корни, могут быть сильным, единым и непобедимым народом. 


Игры, развивающие чувство ритма (продолжение).
Музыкальная страна
Ход игры
Взрослый и ребенок договариваются о том, что попали в
музыкальную страну, где все жители говорят необычно: всё, что видят
перед собой (де-ре-во, ка-че-ли и т.п.), они называют, отхлопывая
каждый слог в словах или топая в ритм ногой.
Стихи в хлопок
Ход игры
Рассказывая небольшие стихотворения, например «Идет бычок,
качается», «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка» и другие
стихотворения А.Барто, ребенок отхлопывает каждый слог в словах.
Ритмическое эхо
Игровой материал: любые музыкальные инструменты.
Ход игры
Взрослый и ребенок договариваются о том, кто будет «эхом»,
которое должно точно повторять ритмический рисунок. Затем можно
поменяться ролями. Можно играть на одном или на разных
инструментах.

Игры, развивающие вокальные данные (продолжение)

 

Прячем песенку

Цель:развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти.

Ход игры

Дети поют песни, затем по условному знаку (хлопку) продолжают петь про себя, по другому знаку (притоп) – снова поют вслух. Сначала можно «прятать» песенку не беззвучно, а очень тихо.

 

 Громко – тихо запоем

Цель: развитие динамического слуха.

Игровой материал: игрушка.

Ход игры

 Водящий закрывает глаза, взрослый прячет игрушку. Водящий начинает искать игрушку, а дети в это время начинают петь любую знакомую песенку то тихо, то громко, в зависимости от того, на каком расстоянии находится водящий от игрушки.

 Нарисуй песню

 Цель: развитие общего мышления.

 Игровой материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски.

 Ход игры

 Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему. Попросите его спеть песню, а потом передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

 Поющий город

 Цель: развивать музыкальный слух.

 Ход игры

 Взрослый и дети договариваются о том, что они попали в поющий город, где все жители не говорят, а поют, сами придумывая мелодии. Петь можно любые вопросы, ответы, предложения (например: «Давай поиграем! Очень хорошо! Во что мы будем играть? и т.п.) или знакомые стихи, т.е. самим придумывать музыку на эти стихи.

 Поющие листочки

 Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки.

 Ход игры

 Взрослый и ребенок договариваются о том, как они показывают поющие листочки, как поет каждый листочек: высоко, низко, какой звук? Затем один из играющих поет за листочек, показывая его рукой и голосом, например:

 Осиновый (рябиновой) – и-и-и; каштановый – а-а-а; кленовый – о-о-о;

 дубовый – у-у-у; березовый – е-е-е и  т.п.

 Другой играющий должен угадать, что это за листочек. 


 

Организация праздника в семье

 

Помните:

  1. Дети с особым нетерпением ожидают праздника. Воспоминания о нем они проносят через всю жизнь.
  2. Важной является подготовка к празднику и посильная помощь в ней ребенка (например, изготовление пригласительных билетов, украшение праздничного стола самодельными салфетками, украшение комнаты и т.п.)
  3. Украсить комнату к празднику помогут разные сюрпризы: например, плакаты, фотогазета «Наша Маша», вернисаж детских рисунков, красочно оформленная программа праздника, картинки на оконных рамах, гирлянды. Флажки, фонарики, воздушные шары.
  4. Необходимо продумать развлечения для гостей (игры, забавы, аттракционы, лотереи, призы, фотосессии).
  5. Домашние концерты, кукольные театры на семейных торжествах способствуют интересу ребенка к театральной и музыкальной деятельности.
  6. Подарок на день рождения ребенку должен соответствовать его возрасту, быть полезным, развивать его способности.
  7. Не менее интересно, чем день рождения ребенка, должны проводиться в семье и дни рождения близких ребенку людей: бабушек, дедушек, мамы, папы. Это возможность ребенка выразить свою любовь к близким людям.
  8. Подарок ребенка, сделанный своими руками, важен не только для близкого человека, но и для самого ребенка.

 

Научите ребенка слушать музыку

  1. Помните, что музыка начинается с тишины.
  2. Музыку можно услышать везде и всегда! (Песенка дождя, танец осенних листьев, летняя песенка, весенняя песенка, танец снежинок и т.п.)
  3. Слушайте с ребенком только детскую музыку (классическую музыку для детей, музыкальные сказки, детские песни).
  4. Дети с радостью узнают знакомые мелодии, называют их и проявляют интерес к услышанному.
  5. Чем чаще слушать уже знакомые произведения, тем больше они будут нравиться.
  6. Важно заинтересовать ребенка музыкой, ее настроением, звучанием различных инструментов, высказыванием своего отношения к музыке. (Почему понравилось? На что похожа? Всегда ли одинакова?
  7. В слушании музыки важны доступность для понимания  и изобразительность, чтобы в дальнейшем ребенок смог черпать из нее образы для своего творчества.
  8. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Перед началом спектакля поговорите о его содержании, а в конце поделитесь своими впечатлениями. (Что понравилось? Почему?)
  9. Приобретая ребенку музыкальные игрушки, слушайте, как он играет на них, делайте небольшие комментарии к исполненному и придумывайте различные задания. Например: «Очень интересная музыка!», «Придумай колыбельную для куклы», «Сыграй плясовую для мишки, зайки», «Какую песенку поет птичка?», «Сочини вальс для бабочки» и т.п.
  10. Не забывайте, музыка помогает найти контакт между взрослым и ребенком, сделать их друзьями.

 


 

Развитие у детей чувства ритма.

  • Старайтесь использовать любой подручный предмет, которым можно отстукивать ритм песенки, стихотворения или просто слова.
  • Научите играть в ваши игры друзей ребенка.

Помните:

  1. Чем чаще вы будете играть с ребенком в музыкальные игры, тем быстрее ребенок будет развиваться и у него появится интерес к музыке, к ритму.
  2. Если говорить с ребенком спокойным голосом, правильно и четко произносить слова, исправляя его речь, произнося по слогам слово, то ребенок научится чувствовать ритмику слов. Он быстрее научится читать, и ритмические игры будут для него более понятными.
  3. Только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии ребенка. Нужно широко использовать игровые ситуации и следить, чтобы ребенок не переутомился, не начал скучать.

 Игры, развивающие чувство ритма.

Научите матрешку танцевать

Игровой материал:большая и маленькая матрешки.

Ход игры

«Большая матрешка учит танцевать маленькую», - говорит взрослый и отстукивает большой матрешкой по столу ритмический рисунок. Ребенок повторяет этот ритм маленькой матрешкой.

                                    Сыграй попевку

Игровой материал: любые шумовые музыкальные инструменты или игрушки (ложки, палочки, кубики, ксилофон и т.п.)

Ход игры

            Взрослый предлагает ребенку сыграть знакомую попевку («Петушок», «Андрей-воробей», «Солнышко» и т.п.)

             Раз, два, три, ну-ка повтори

Ход игры

            Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, ну-ка повтори! Ну-ка не зевай! За мной (Катей, Сашей и др.) повторяй!» Ребенок, которого назвал взрослый, отхлопывает любой несложный ритм, все дети его повторяют.

Варианты игры

  1. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по плечам, а также притопывать, щелкать пальцами.
  2. Повторять могут не все одновременно, а только тот, на кого укажет взрослый.

 Передай ритм

Ход игры

            Дети встают «паровозиком» друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. Тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) передает ритм, хлопая в ладоши. Этот ритм сравнивают с первоначальным.

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.

      Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления".

                                                                                                           В. А. Сухомлинский

            Психика ребёнка и музыка. Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.

Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими, подчинять их себе - значит использовать дополнительный ресурс, дарованный жизнью.

                Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Учёными доказано  огромное значение музыки в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей у ребёнка  Музыка активизирует его  восприятие , будит фантазию и воображение.  В ней отражены жизненные явления, обогащающие человека (а ребёнка в особенности) новыми представлениями.

            Музыка отражает страницы истории. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними.

              В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки.

               Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

                Гуманизация образования, которой в последнее время уделяют большое внимание, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно пробудить интерес к познанию. Музыка способствует познанию и оценке действительности, вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизирует творческие способности, двигательные реакции.В развитии личности музыкальное воспитание не должно быть второстепенным или дополнительным, оно должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

            Сам факт вовлечения ребенка в активную художественную деятельность значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе деятельности проявляется и формируется психика ребенка. Уже доказано, что чем больше внимания отводится музыке, тем успешнее проявляют себя дети и в других сферах своей жизни.

 


 

Памятка родителям,

 которые хотят научить ребенка петь

  •  Создайте дома небольшую фонотеку с детскими песнями, музыкальными сказками, с классической музыкой для детей.
  • По возможности чаще пойте с ребенком выученные песни, как под фонограмму, так и без нее. Ребенок должен слышать правильное пение взрослого и по возможности правильно ему подпевать.

  • Учите детей петь негромко, слушая свой голос и голос других.

  • Умейте слушать поющего ребенка.

 

 Помните:

  1. Пение улучшает настроение ребенка, он забывает про свои невзгоды, обиды.

  2. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

  3. Пение развивает психические процессы: память, внимание, мышление - и музыкальные способности: чувство ритма, певческие навыки. Гармонический, мелодический, динамический, тембровый слух.

  4. Ребенок хочет и любит петь!

 


 

Игры, развивающие вокальные навыки

Как тебя зовут?

ЦельРазвитие чувства ритма, звуковысотного слуха.

Игровой материал: ударные инструменты.

Ход игры

Взрослый спрашивает ребенка «Как тебя зовут?», ударяя на каждом слоге по бубну (треугольнику, в ложки, кубики, палочки и т.д.). Ребенок отвечает, так же ударяя по протянутому ему бубну, отмечая слоги своего имени. Затем взрослый аналогично придумывает другие вопросы («Что ты делаешь? Как меня зовут? и т.п.), а ребенок отвечает.

Музыкальный мешочек

Цель: развитие музыкальной памяти, певческих навыков.

Игровой материал: красиво оформленный мешочек, в нем игрушки – персонажи песен.

Ход игры

Взрослый достает из мешочка по одной игрушке, ребенок поет песню про эту игрушку, или танцует танец, или играет с этой игрушкой.

Например: утенок – «Танец маленьких утят», Чебурашка – «Песня Чебурашки», кукла – колыбельная кукле, мячик – игра с мячиком и т.д.

Игра с песенкой (игрушкой)

Цель: развитие музыкального слуха.

Игровой материал: игрушка – персонаж песни.

Ход игры

Дети, расположившись по кругу, поют песню про игрушку и передают ее из рук в руки по фразам песни. Сначала можно передавать игрушку без пения, просто слушая музыку.

  


 

Танец - средство массового воспитания ребенка

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка наиболее мощным выступает культура. С современной точки зрения культура – социальный феномен. Её ценности воплотились в различных видах искусств, науки, техники.

Несмотря на различные точки зрения трактовки термина „культура”, позиции многих учённых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения. Задача дошкольного воспитания – сформировать базовую культуру ребёнка посредством приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, создать условия к развитию специфических человеческих способностей.

 Задача музыкального руководителя – вовлекать дошкольников в этот процесс через музыкальную культуру, музыкальную деятельность.

Музыкальная культура одна из составляющих общей культуры личности, поэтому, развивая ребёнка в различных видах музыкальной деятельности, формируя начало музыкальной культуры, мы способствуем формированию  общей духовной культуры, закладываем платформу для его последующего развития, нравственного и физического становления.

Музыкальное воспитание в детском саду входит в общую систему оздоровительной работы.

Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Этому свойству музыки высокую оценку давали  учённые и философы Древней Греции – Платон, Гиппократ, Аристотель. Они утверждали, что действует музыка на человека через главный орган тела – его мозг, она способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы, идеалы. Многие из этих выводов в дальнейшем были подтверждены работами В. М. Бехтерева.

Музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психо-эмоциональной среды, повышения социально-адаптивных функций. Кроме того, она является катализатором всех двигательных актов и помогает осуществлению многих задач в коррекционной работе с детьми, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Правильно подобранная и целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма ребёнка на определённый темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, ускорить протекание восстановительных процессов, а в зависимости от задач – возбуждать или успокаивать, снимать нервное напряжение, то есть это – функциональная музыка. Она положительно влияет на эмоциональное поведение и способна стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. От лёгкой ритмичной музыки ускоряются восстановительные процессы организма. А физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают ещё больший оздоровительный эффект.

Танцующий ребёнок испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости движений, от умения владеть своим телом. Сам танец, совместно с музыкой, имеет огромный психотерапевтический потенциал, так как воздействует на детей через все органы чувств, особенно – через нервную систему. Поэтому музыка и танец незаменимы для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста, а также для общего оздоровления. На музыкальном занятии ребёнок ненавязчиво получает необходимую физическую нагрузку, осваивает определённые двигательные навыки под музыку, что даёт ему возможность эмоционально раскрепоститься почувствовать себя увереннее.

Особенно важны такие занятия для детей гиподинамичных, неактивных, у которых, как следствие, недостаточно развиты мышцы спины, шеи, груди, живота, удерживающих позвоночник в нужном положении, имеющих привычку ходить с опущенной головой, сидеть с опущенными плечами.

Во время занятий музыкально-ритмическими движениями активизируется деятельность сердца и лёгких, ребёнок получает привычную циклическую нагрузку, подобную при спортивной ходьбе или беге, но которая не предъявляет таких высоких требований к сердечно-сосудистой и дыхательной системе организма как при достижении спортивных результатов.

Так как в любом танце дети приседают, двигаются на носках, выполняют различные наклоны, и при этом то качают руками, то взмахивают ими, нагрузку получают поочерёдно все группы мышц.

Танец является одним из средств  всестороннего развития и воспитания ребёнка. Ведь, известно, дети очень любят танцевать. В танце они удовлетворяют свою естественную потребность в движении.

Танец, мимика, жест, как и музыка, являются древнейшими способами выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических впечатлений. Танец возник в глубокой древности из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Постепенно движения изменялись, обобщались, и сформировалось искусство танца. Каждая историческая эпоха и социальные группы влияли на логику построения танца, воплощая в нём культурный опыт поколения. Помимо историко-бытовых, бальных и национальных танцев, каждое десятилетие отмечается своим направлением, стилем. Для нашего времени характерны джаз, техно, хип-хоп.

Естественно, детей теперь всё больше привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Только на первый взгляд современные движения кажутся простыми, не требующими специального разучивания, определённых навыков. Но нельзя допускать не эстетичность, грубое подражание „взрослым” танцам. Танец должен быть средством нравственного воспитания ребёнка, приучать его к нормам культурного общения.

Невозможно переоценить значение занятий ритмикой и танцами для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движений, самовыражения личности. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов.

 

----------------------------------------------------------------------------------

Формирование коммуникативных качеств

 

Человек становится личностью в результате общения, взаимодействия с другими людьми.

В психологии общение определяется как «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка».

Понятие общения тесно связано с понятием коммуникации, которое в философском аспекте трактуется как «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного создания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях».

Каждый человек обладает определенными коммуникативными способностями, т.е. «индивидуально-психологическими особенностями личности, обеспечивающими эффективность ее общения и совместимость с другими людьми».

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы взаимодействия (в виде комплекса оживления), возникновение потребности в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Т.о., если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6-летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, приняты в данном обществе.

Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что предполагает новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка не только сформирована мотивационно-потребностная сфера и развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, то ему легче адаптироваться в новом школьном коллективе, и он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно формировать у воспитанника коммуникативную компетентность, помогающую ему эффективно общаться с другими людьми.

Коммуникативная компетентность является одной из характеристик личности дошкольника и «проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств».

Коммуникативная компетентность определяется уровнем овладения коммуникативными умениями, под которыми понимается «освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое поведение».

Рассмотрим некоторые причины, влияющие на возникновение у дошкольников трудностей в общении.

На современном этапе отмечаются повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет и усиление образовательной нагрузки в период дошкольного детства. Все это вызывает рост нервно-психических заболеваний у детей, посещающих дошкольные учреждения. В процессе общения это может быть выражено в прямой агрессии, нежелании общаться, конфликтах со сверстниками, капризах. Как показывают наблюдения, дошкольники часто неадекватно выражают свои эмоции (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Это становится барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Еще одной причиной, мешающей детям нормально взаимодействовать, является то, что часть их в силу ряда причин попадает в дошкольное учреждение в возрасте 5-6 лет. Такие дети не имеют навыков общения, которые приобретаются воспитанниками в играх друг с другом. Часто родители приносят в жертву ранней интеллектуализации ребенка его физическое, психическое и социальное развитие.

Таким образом, перед педагогами стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование у детей чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками.

Выделяют следующие проблемные формы межличностных  отношений между дошкольниками:

–          агрессивность, проявляющаяся в драчливости, крикливости, грубости, эмоциональной напряженности ребенка;

–          обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании воспитанником отвержения или игнорирования со стороны сверстников;

–          застенчивость, которая находит выражение в неуверенности, робости, тревожном состоянии, напряжении, страхе перед партнерами по общению;

–          демонстративность, являющаяся устойчивой особенностью личности.

Все негативные формы межличностных отношений характеризуются невниманием к другим детям и неспособностью понимать другого человека.

Коммуникативное развитие осуществляется во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной, музыкальной и т.д.

Для развития коммуникативных умений используется игровая методика обучения.

Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном,   интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных  контактов)  и приобретает знания норм и правил поведения.

Игровая методика дает возможность ребенку выражать свои переживания через игру и показать свои творческие возможности при моделировании жизненных ситуаций в игровом процессе.

Игровая методика имеет также неоспоримое достоинство: она позволяет дошкольникам легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Коммуникативные игры включаются не только на занятиях, но и во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досуговой деятельности.