Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


 

Профилактика ДДТТ

Платформа обратной связи

Козорезова Нина Валентиновна

 

 Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста   посредством русских народных сказок

 

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

 Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

 

 Сказка - источник нравственного воспитания детей

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

 


 

 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ С РЕБЕНКОМ НЕ ХОТЯТ ДРУЖИТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

  • Поговорите со своим ребенком. Слушайте его очень внимательно, следите за жестами и интонацией. Расспросите о детях в детсаду, почему ему кажется, что с ним никто не дружит. Поинтересуйтесь, есть ли детки, с которыми ему было бы интересно дружить. Важно не критиковать, а выслушать и оказать поддержку. Дайте понять ребенку, что вы любите его любым и можете помочь.
  • Обсудите это проблему с воспитателем. Иногда случается так, что дети придумывают проблемы с тем, чтобы обратить на себя внимание родителей.
  • Поговорите с другими мамами, поинтересуйтесь, есть ли у них подобная проблема и как они с ней справляются.

Второе: анализируем домашнюю обстановку

Дело в том, что дети всему учатся у взрослых. Посмотрите, как у вас обстоят дела с друзьями. Часто ли в вашем доме есть гости, присутствует ли при встречах с другими людьми Ваш ребенок. Видит ли он, как хорошо проводить время с друзьями. Не отправляйте малыша в другую комнату, когда знакомые в доме. Пускай общается на равных в кругу гостей. Таким образом, он развивает свои коммуникабельные навыки и учится быть интересным.

Третье: играем с ребенком в ролевые игры

Информацию вы собрали, проанализировали. Увидели, что проблема действительно существует. Приступайте к игре, так как именно в процессе игры ребенка можно научить многому.

• Предложите ребенку поиграть в театр, где актёры попадают в такую же ситуацию, как ваш малыш. Пусть он сам выберет себе роль, а вы разыгрывайте сюжет, показывая, как надо завязывать знакомства, как дружить и сопереживать.
• Сочините вместе с малышом сказку на тему дружбы, которая покажет плюсы дружбы.

 


 

 Нужно ли переучивать левшу? 

Ушли в прошлое те времена, когда так поступали повсюду, пытаясь подвести всех людей под единый (якобы «правильный») стандарт. Сейчас ни в дошкольных учреждениях, ни в школах такого уже не требуют и если ребенок - левша, то он может не менять свою привычку работать левой рукой. Но иногда сами родители настойчиво пытаются переучивать своих детей. Часто можно услышать фразы: «Возьми ложку в правую руку», «Держи карандаш в правой руке» и т.д. Делая так, мы поступаем по старинке, не задумываясь о том, чем это чревато. 

Между тем насильственное переучивание левши на правшу нарушает гармоничное взаимодействие обоих полушарий мозга. В дальнейшем это влияет на восприятие и обработку информации, внимание, мышление. Такие дети, как правило, хуже занимаются и чаще не успевают по многим предметам. 

 

Чем опасно переучивание? 

Леворукость определяется доминирующим правым полушарием мозга. Само по себе оно не обуславливает никаких отклонений в развитии и проблем в обучении. Различные трудности возникают именно в процессе переучивания. Это могут быть сложности в формировании пространственных представлений, нарушение ритма речи и т.п. 

Переучивание влияет и на психическое состояние ребёнка. Часто у детей нарушается сон и аппетит. Ребёнок может стать нервным и раздражительным. Следствием этого состояния нередко бывают головные боли, энурез, заикание, вялость. Такие случаи подтверждаются многочисленными примерами из врачебной практики. 

Когда выявляется леворукость? 

У детей в возрасте до 4-х лет бывает сложно определить, какая рука является доминирующей, так как в разных случаях они действуют то правой, то левой рукой. К 5 годам уже полностью закрепляется главенство какой-либо руки. Исключение – дети с амбидекстрией, одинаково успешно владеющие обеими руками, но такие случаи очень редки.

Как помочь школьнику-левше?

Уже в первом классе явно видно ребёнка-левшу, поэтому учителя должны сразу же обратить на него внимание. За партой такие детки должны сидеть слева от соседа, чтобы локти двух учеников не соприкасались при письме.

Обустраивая рабочее место ученика дома, родители также должны позаботиться, чтобы ничто не мешало ребёнку в свободном передвижении левой руки. Необходимо позаботиться и о правильной освещённости: свет должен падать справа.

У левши наклон в письме часто бывает влево. Особо старательные ученики иногда пытаются исправлять свой почерк. Для этого им приходится сильно наклоняться над тетрадкой. Задача родителей и учителей – следить за правильной осанкой ребёнка и вовремя делать замечания. Не ругайте левшу за, возможно, не очень красивые буквы: как показывает практика, добиться этого крайне сложно, а здоровый позвоночник и крепкая нервная система всегда важнее красивого почерка.

Сейчас некоторые фирмы, выпускающих канцтовары, разрабатывают ручки и роллеры специально для леворуких людей: в них особые быстросохнущие чернила и удобные выемки для пальцев. Маленькому школьнику такая ручка поможет сформировать аккуратный, ровный почерк, без «прыгающих» по строчкам букв и размазанных чернил.

Психологическая поддержка

Очень мнительные детки-левши, сознавая, что чем-то отличаются от сверстников, часто испытывают некий психологический дискомфорт. Родители и учителя обязаны сделать всё возможное, чтобы малыш не думал, что он в чём-то «неправильный». Никогда не заостряйте внимание на леворукости ребёнка, не сравнивайте его со сверстниками правшами, не обсуждайте возможные проблемы, связанные с этой особенностью, в присутствии ребёнка.

Можно рассказывать малышу о великих учёных,художниках, артистах, полководцах, политиках - левшах (Александр Македонский, Бетховен, Леонардо да Винчи, Моцарт, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Билл Гейтс и многие другие). Так вам удастся предотвратить у своего ребёнка возможный комплекс неполноценности и сформировать у него убеждение, что леворукость – это не болезнь и не аномалия, а отличительная особенность, которой обладали многие талантливые и успешные люди.


 

Значение дневного сна детей

Моя работа по его организации в детском саду

 

    Многие родители по своему опыту знают, как тяжело порой уложить ребёнка спать, особенно днём. Но не все понимают значение дневного сна детей. Не случайно в дошкольном учреждении он является обязательным элементом режима. Почему же так важен для ребёнка дневной сон?

   Современные исследования  доказали, что дневной сон оказывает позитивное влияние на многие  факторы развития малышей. Прежде всего, он способствует развитию гормона роста. Ведь именно во сне дети растут быстрее. Во сне мозг отдыхает, что помогает справиться с большим объёмом получаемой детьми информации. Сон восстанавливает функциональное состояние нервной системы,  в то время как недосыпание является одной из причин неврозов. Также дневной сон способен оказывать положительное влияние на работу некоторых органов, например, кишечника и желчевыводящих путей.  Сон повышает  активность иммунной системы, влияет на интеллект, память. Кроме того, доказана прямая взаимосвязь между сном и активностью ребёнка. Если ребёнок не досыпает днём или не спит совсем, он становится нервным и раздражительным, а иногда даже агрессивным.

    Практика показывает, что чаще всего не спят или с трудом засыпают  дети с неустойчивой, неуравновешенной  нервной системой. Однако  именно эти дети больше всего нуждаются в полноценном сне. Не следует ругать ребёнка за то, что он не может долго уснуть. И недопустимо применять по отношению к нему  какие-либо дисциплинарные меры. Нужно создавать благоприятные условия  для полноценного сна.  Наиболее сложным моментом в его организации  является процесс укладывания.  Иногда  этот процесс становится для взрослых непосильным трудом.  Многие родители думают, что если не уложить ребёнка спать днём, то он быстрее уснёт вечером. Врачи считают это мнение ошибочным. Отсутствие дневного сна  делает его усталым и раздражительным.

     Для решения  проблемы быстрого засыпания, в нашей группе использовались различные методы и приёмы, которые являлись вполне традиционными. Мы предлагали  детям  приносить из дома  игрушки, которые «охраняли бы» их сон, включали тихую  спокойную музыку, читали добрые сказки.

   Однажды, я предложила детям после пробуждения рассказать свой сон и нарисовать его. Дети с интересом включились в эту игру, а процесс засыпания постепенно превратился в тихое «погружение в сон». Они стали спокойнее засыпать, а просыпаясь, пересказывали свои сны, фантазируя о том, какие удивительные приключения им пришлось пережить, какие невероятные препятствия им пришлось преодолеть, как они побеждали и достигали успеха.  Я заметила, что у детей стала вырабатываться позитивная установка на засыпание. Я понимаю, что это снимает ряд психологических проблем, связанных с дневным сном и помогает детям полноценно отдыхать в детском саду. Я убеждена: нельзя любой ценой заставлять детей спать. Но поощрять к дневному сну нужно обязательно. Большим стимулом для  детей стала игра «Наши сны».

  Я решила  объединить эти детские сны в сборник под названием «Что нам снится». В его создании большую помощь мне оказали родители. Они взяли на себя договор с издательством и дизайнером книги.

   Родители также с большим интересом приняли эту игру. Дома они стали создавать подобные книги, предложив своим детям самостоятельно их оформлять. Дети с увлечением принялись фантазировать,  рассказывая друг другу свои сны и показывая рисунки. И сейчас, когда наступает время дневного сна, они с радостью укладываются в свои кроватки, чтобы поскорее уснуть и увидеть удивительные сказки.


 

 

НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

(советы родителям)

  

Скоро Ваш ребёнок пойдёт в школу, и мы, конечно же, хотим, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Так чем же помочь малышам, как подготовить их к школе?

Главной целью дошкольной подготовки является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Будущему первокласснику необходимо накопить определённый багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимают элементарные  математические представления.

Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей  не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира. И особенно важно, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим темпом и с постоянным успехом. Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твёрдо убеждены, что он — молодец, у него получается, возникающие трудности преодолимы. Вместе с тем, необходимо понимать, что перегрузка детей во время занятий идёт от пассивного восприятия, а не от уровня трудности и объёма выполняемых заданий. И важно помнить, что принудительное обучение бесполезно.

Обычно для работы в группе я отбираю не все задания (в рабочих листах), предлагая детям оставшиеся выполнить дома. Надеюсь, что это поможет им проявить большую самостоятельность и заинтересованность в процессе выполнения заданий вместе с Вами, родителями.

Чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей, необходимо непринуждённое обучение  в игровой форме с учётом индивидуальных способностей и интересов своего ребёнка.

 


 

 

  ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ ДОМА

 

  • Ø Предложите ребёнку игру «Назови соседей числа».
  • Ø «Что изменилось»: на развитие наблюдательности, внимания.
  • Ø Например: разложите на столе предметы. Пусть ребёнок их запомнит. Потом закроет глаза, а вы в это время уберите какой — нибудь предмет или поменяйте их местами. Пусть он скажет:что изменилось.
  • Ø «Что лишнее»: выделение сходства и различия между предметами.
  • Ø Игры с бытовыми предметами — с прищепками. Игры с прищепками полезны для развития конструктивного мышления. Сюжеты игр с прищепками могут быть разными, например: «Ежи и зайцы на полянке»(иголки ежа, уши зайца, ветви ёлок — из прищепок). Ёж и заяц — плоскостные из картона. «Корзина с овощами» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок) и т.д.
  • Ø Гуляя по улицам, обращайте внимание ребёнка на номера домов, машин с целью закрепления знаний цифр.
  • Ø Выкладывание из счётных палочек или спичек цифр, арифметических действий сложения и вычитания.
  • Ø Для закрепления временных понятий, таких, как год, неделя, сутки — предложите ребёнку выложить их  из цветных карандашей, определив для каждого цвет. Например: 12 цв. карандашей будут символизировать год.

 

Играйте со своим ребёнком, постоянно поощряйте его стремление узнать что — то новое и научиться новому.

 

С уважением, Нина Валентиновна.