Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


 

Профилактика ДДТТ

Платформа обратной связи

 

Байдукова 

Людмила Вячеславовна

 

Рекомендации на лето

  Чтобы лето не прошло даром, а ребенок

не потерял приобретённые за год навыки,  предлагаем вам потренировать дыхание и мелкую моторику некоторыми из описанных способов:

 

 Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

 

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

  • Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • Полоскать рот;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
  • Лизать эскимо.

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют  развитию связной речи.

  • Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

 Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером…   Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

 Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

 

 


 


 

Родители часто задают  вопрос: «Почему мой ребенок никак не научится читать быстро?»  А как же ребенку научиться читать быстро, если он просто не умеет быстро говорить?  Если ребенок говорит медленно, мало,  тихо, с остановками, что свидетельствует о слабой артикуляции, то как он может быстро читать?

 Оказывается,  первая причина  медленного чтения  - слабая артикуляция, т.е. недостаточная  работа речевого аппарата. Возникает какое-то  несоответствие – работа речевого аппарата, с  помощью которого мы разговариваем, замедляет чтение. Как же это получается?

 Когда ребенок учится читать, он читает только вслух. Если артикуляционный  аппарат развит недостаточно, то ребенок может неправильно произносить звуки, говорить медленно, нечетко выговаривать, плохо владеет силой голоса и не может регулировать силу голоса и скорость речи. Такие проявления очень замедляют чтение и дают чрезмерную нагрузку на всю психику ребенка,  он  быстро утомляется и может читать очень ограниченное время. Безусловно, при слабом речевом аппарате о хорошем быстром  чтении говорить не приходится.

 Исправить положение можно достаточно просто. К счастью, сильные нарушения речевого аппарата случаются редко, чаще мы отмечаем слабость мышц языка, губ, недостаточное владение этими органами речи. Все такие нарушения исправляются с помощью артикуляционной гимнастики  и обычных скороговорок.  Причем, для проведения артикуляционной  гимнастики, совсем не обязательно везти ребенка к логопеду или другому специалисту, это можно и нужно делать дома, уделяя несколько минут в день специальным упражнениям и играм.

 Многие  родители считают,что артикуляционная  гимнастика нужна только если ребенок не выговаривает несколько звуков, и то дошкольникам. Это мнение ошибочно. Артикуляционная гимнастика нужна всем детям, и школьникам тоже. Даже если ребенок говорит чисто, мышцы его речевого аппарата развиты не очень хорошо и при большой речевой нагрузке, которая бывает в школе, чрезмерно устают и работают медленно.

 Артикуляционная гимнастика  укрепляет мышцы и готовит к большой нагрузке, повышает работоспособность и скорость работы.  

 Следовательно,  если Вы хотите научить ребенка быстрому чтениюто надо уделить внимание артикуляционной гимнастике, занимаясь по несколько минут в день,  и как можно чаще разучивать и прогова -ривать скороговорки. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в потоке речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

  Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и залогом правильного чтения.

 Обычно артикуляционную гимнастику проводят логопеды в детском саду. Но если ребенок уже пошел в школу, это вовсе не означает, что такая гимнастика ему не нужна. Очень часто ученики 1-2 классов читают медленно именно из-за слабых мышц речевого аппарата. Именно поэтому рекомендуется выполнять  артикуляционную гимнастику 

 и школьникам. Понятно, что родители – не специалисты-логопеды, и абсолютно правильно проводить артикуляционную гимнастику не смогут. А это и не нужно. Выберите несколько упражнений из предложенных далее и хотя бы несколько минут в день потратьте на их выполнение.

 Далеко не каждый ребенок с радостью согласится выполнять эти упражнения. Но, если Вы предложите ему соревнование, то отказаться он точно не сможет.

 Предложите соревнование:

 « Кто дольше проскачет на лошадке?» и цокайте языком вдвоем.

 Кто больше лопнет шариков? (упр.17)

 У кого красивее хоботок? (упр. 2)

 Сразу все упражнения делать не нужно.  Выполняйте 1 новое упражнение и 1-2 повторяйте из выученных  ранее. Гораздо легче дети выполняют такие упражнения между делом, в виде игры.  Поэтому рекомендуется сначала родителям самостоятельно попробовать сделать какое-то упражнение, а потом предложить ребенку «поиграть  язычком».

 

Упражнения для губ

 

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

 3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

 4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок.

Чередование положений губ.

 6. Кролик. 

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

   

Упражнения для развития подвижности губ

 

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

 8. Улыбка — Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

9. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

10. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

 11. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

 12. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе,и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

 13. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

 14.Если губы совсем слабые:

— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

 

Упражнения для губ и щек

 

15. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 16. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

 17. Лопни шарик. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 Динамические упражнения для языка

 

18. Часики (Маятник). 
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 19. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

 20. Качели. 

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 21. Футбол (Спрячь конфетку). 

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 22. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

 23. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 24. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

 25. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 Помните, что хорошее развитие артикуляционного аппарата  необходимо для  быстрого и выразительного чтения, для развития техники чтения.

 


  

Развитие речи у мальчиков и девочек

 Разница в речевом развитии мальчиков и девочек, несомненно, есть: она статистически подтверждена и установлена исследователями разных стран. Я это подчеркиваю, чтобы избежать обвинений в сексизме со стороны тех, кто считает, что половые различия в интеллектуальной сфере являются дискриминационными по отношению к одной из сторон.

 Однако факт остается фактом - разница есть, но нет единого мнения, чему эту разницу приписать: особенностям развития мозга и организма того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания. Скорее всего, истина где-то посередине.

 Нам же, как воспитателям, достаточно просто знать, что среднестатистическая двадцатимесячная девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем среднестатистический двадцатимесячный мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше. Таким образом, благодаря жизненному опыту, мы знаем, что девочки раньше начинают говорить: у них - в соответствующем возрасте - более четкое и правильное произношение, в речи раньше появляются предложения.

 Все это ни в коем случае не означает, что мальчики далее не догонят девочек. Непременно догонят, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению. Воспитывая детей разных полов, полезно понимать некоторые особенности, связанные с небольшими различиями в процессе развития речи. Например, отличаются преимущественные способы накопления словарного запаса. Девочки (в среднем) склонны словарный запас «расширять», а мальчики – «углублять». Для примера: девочки будут пытаться охватить тему «машина-автобус-колесо-гараж-ехать-водитель...», а мальчики – подробно и точно описать конкретное действие «машина-гараж-ехать-заехать-приехать-отъехать-подъехать...». Подобные «углубленные» описания зачастую бывают сложными, поэтому мальчики достаточно часто совершают речевые ошибки.

 Также стоить отметить, что мальчики и девочки понимают речь немного по-разному. Например, мальчики позже начинают распознавать эмоциональные оттенки. Нередко родители мальчиков жалуются, что сыновья никак не реагируют на их выговоры. Это происходит потому, что главная информация, которую несет родительский выговор – эмоциональная, а маленькие мальчики еще не умеют воспринимать эту составляющую речи. Для них выговор родителей совершенно не несет смысловой нагрузки, никакой: невозможно десять минут выслушивать, что он влез на подоконник! Он и так в курсе: он сам туда лез и знает, что влез! О чем разговаривать-то?

 Девочки устроены иначе - для них как раз важны чувства и эмоции ругающего. Именно их они пытаются уловить, прислушиваясь к речи родителей. Поэтому ругать мальчиков и девочек имеет смысл по-разному. Мальчиков надо ругать конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Внятно и не распыляясь, иначе на третьей минуте он «уйдет в себя», и вы будете наслаждаться монологом в пустом театре. Девочек можно ругать гораздо дольше, но – важно! – тихим и спокойным голосом. Излишняя ваша резкость и экспрессивность может произвести на девочку слишком тяжелое впечатление: она не услышит ничего «по смыслу», но при этом будет ощущать себя объектом плохого отношения и нелюбви.

 Кстати, в выражении эмоций тоже есть подобная разница, подкрепленная еще и стереотипами воспитания. Девочки чаще выражают эмоции словами и плачем. Мальчики – действиями, и нередко эти действия выглядят агрессивными: например, от большого огорчения мальчик может наброситься на маму с кулаками, порвать и разбросать по комнате неудавшийся рисунок, и тому подобное.

 Есть разница и в восприятии мальчиками и девочками информации. Девочки воспринимают мнения и наставления окружающих, выраженные словесно. Именно поэтому у родителей складывается впечатление, что с девочками легче договориться. Мальчики, в основном, черпают информацию из поведения взрослых, и часто копируют это поведение. Особенно следует помнить об этом родителям, которые, например, не всегда переходят улицу на зеленый свет. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут. Увы, мы в этом не всегда преуспеваем.

 В беседу мальчики и девочки тоже вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить на него конкретный ответ. Девочки, нередко, - просто чтобы установить контакт с собеседником.

 Ко всем этим особенностям нужно, видимо, относиться способом «от обратного»: стараться их сгладить. Помогать ребенку там, где его пол «отстает», и не слишком «давить» на сильные стороны. Чтобы у нас не вырастали в чистом виде «болтушки-плаксы-сплетницы», в ужасе убегающие с уроков физики, и мрачные замкнутые «технари», не умеющие сказать девушке «люблю».