Бондаренко
Марина Владимировна
Учитель-логопед
Высшая квалификационная категория
Видеосеминар "Научите меня говорить правильно"
Открытое занятие "Прогулка в осеннем парке" (конспект)" Видео занятия
Консультация для родителей
Тема: "Логопед спешит на помощь"
1. Результаты логопедического обследования.
2. Цель и задачи работы на учебный год.
3. Организация работы.
В сентябре логопед проводит логопедическое обследование детей и заполняет речевые карты. В результате обследования у детей выявлены разнообразные нарушения.
Нарушение произношения звуков: свистящих (С, СЬ, З, ЗЬ), шипящих (Ш, Ж), соноров (Л, ЛЬ, Р, РЬ). Работа по коррекции звукопроизношения ведется в индивидуальном порядке ежедневно.
Несформированность грамматического строя речи:
-аграмматизмы при употреблении существительных во множественном числе (дома-ДАМЫ, окна-АКНЫ, уши-УХИ, пни-ПЕНИ, львы-ЛЕВЫ)
-аграмматизмы при согласовании существительных с числительными (5 АКНОФ, 5 ВАРАБЬЕЙ, 2 ПЕНЯ)
-ошибки при образовании названий детенышей животных ( у лошади- ЛАШАДЕНОК, у коровы- КАРАВЕНОК)
-трудности в образовании прилагательных ( носки из шерсти- ШЕРСТОВЫЕ, лопата из металла- МЕТАЛЬНАЯ, хвост лисы-ЛИСИН ХВОСТ, берлога медведя- МЕДВЕДИНАЯ).
Необходимо продолжить работу по формированию грамматического строя речи с детьми, у которых данные нарушения носят стойкий характер.
Несформированность навыков языкового анализа и синтеза.
Дети не умеют выделять на слух начальный и конечный согласный в слове, ошибаются при определении количества и последовательности звуков в словах, допускают ошибки при повторении серий слогов с оппозиционными звуками.
Последовательная работа по формированию навыков языкового анализа и синтеза, обучение чтению и печатанию букв, слогов, слов и предложений являются профилактикой дизграфии и дислексии. Эти нарушения являются следствием несформированности различных компонентов речи у детей с ОНР и проявляются в виде специфических ошибок при чтении и письме в начальной школе.
Рекомендуемая рабочая тетрадь-Е. Косинова "Пишем вместе с логопедом".
Недостаточная сформированность связной речи.
При составлении рассказов по сериям сюжетных картинок отмечаются бедность и однообразие языковых средств, аграмматизмы, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла и др.
Пример рассказа: "Овечки свалились. Овечки пришли на мост. Они свалились и начали драться."
Можно сделать вывод о необходимости уделить особое внимание развитию у детей связной речи- умению составлять рассказы по сюжетным картинкам, по сериям картинок, по алгоритмам и схемам, на заданную тему.
Ошибки при воспроизведении звукослоговой структуры сложных слов (пропуски, перестановки, замены звуков и слогов).
Примеры : парикмахерская- ПИХМАСИСКА, регулировщик- ЛИГОВУЩИК, водопроводчик- ВАДАВОТИК.
Необходимой составляющей логопедических занятий являются игры типа:
"Составь слово из букв"
"Составь слово из слогов"
"Путаница"
Организация работы логопеда.
Подгрупповые занятия - пон., вт., чт. утром.
Индивидуальные занятия- ежедневно.
Консультации для родителей- среда 17.00-18.00 (по предварительной договоренности).
В рамках обеспечения взаимосвязи с родителями по мере необходимости логопед рекомендует выполнять дома с детьми небольшие домашние задания. Разнообразный речевой материал, преподнесенный в игровой форме, позволит закрепить у детей навыки, сформированные на логопедических занятиях. Поддержка, участие и одобрение со стороны родителей- одна из составляющих успеха в работе с детьми.