Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Морозова Людмила Михайловна

Игры по дороге в детский сад

(консультация для родителей)

Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Игра пронизывает всю жизнь ребят. Она органически присуща детскому возрасту при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого игра может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем.

Очень часто бывает, что дорога в детский сад и обратно занимает много времени и многие родители задаются вопросом. Чем же можно заняться во время пути? Прежде всего, просто поговорить. Говорить можно о чём угодно: о природе и природных явлениях, о строительстве домов (кто их строит и зачем, о транспорте и профессиях, обо всём, что можно заметить вокруг. Но не спешите делать выводы за ребёнка, дайте ему возможность подумать и ответить на возникшие вопросы самому.

Вспомните вместе с ребёнком: кто или что, умеет плавать, летать, ходить, бегать. Что может быть деревянным или стеклянным, железным, пластмассовым, мягким или твёрдым, колючим или мягким, круглым. Полезный навык запоминания информации на слух очень поможет вашему ребёнку в дальнейшем школьном обучении. По дороге можно играть во всевозможные словесные игры, отгадывать загадки, сочинять сказки, проговаривать скороговорки, фантазировать, тренировать внимание и наблюдательность. Самое простое для тренировки внимания, это выбрать один любой цвет и называть все увиденные предметы, где он встречается. Эти игры тренирует внимание и закрепляет знание цветов. Можно предложить ребёнку искать предметы, сделанные из определённого материала. А однажды, выходя из дома, скажите ребёнку таинственным голосом, что вы разведчики и вам необходимо выполнить задание. Во время дороги можно заняться даже математикой. Придумывать разные весёлые задачки, ориентироваться в пространстве. Предложите ребёнку сосчитать, сколько шагов надо сделать до детского сада, а для малышей до недалеко стоящей машины или дерева, сколько ступенек в подъезде. Идя по улице можно сравнивать предметы по величине.

Ещё на ходу хорошо играть в разные словесные игры. Их огромное множество, они учат не только выделять отдельные звуки, но и пополняет словарный запас вашего ребёнка. Такие игры подойдут не только для того, чтобы дойти до детского сада и обратно. В них можно играть и в машине, и в длинной очереди к врачу. Играя, вы общаетесь с детьми на их территории и можете сами многому у них научиться и научить своих детей. Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Ведь именно Вы родители, главные воспитатели своих детей

 


 

 

Любознательность и познавательные интересы дошкольника

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

 Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. 

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

 Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

 Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.

 В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».

 Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач. 

 Вопрос ребенка свидетельствует об определенной направленности интересов, о зрелости мысли, о стремлении осмыслить явления жизни. Умение задавать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. В вопросе заложена потребность принять связь известного, знакомого с новым. Дети часто задают вопрос о том, что им уже известно, но в чем они хотят утвердиться. Желание продлить общение, узнать мнение, суждение другого также побуждает задавать вопрос. Способность задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни следует всемерно развивать, использовать для воспитания познавательной активности.

 Ответы на вопросы детей не должны носить категорического характера в форме утверждения или отрицания. Они должны сопровождаться краткой беседой, помогающей ребенку глубже присмотреться к предметам и явлениям, увидеть не только внешние признаки, но и связи. Ответ ребенку не всегда может быть дан в прямой форме: иногда его можно включить в содержание рассказа, раскрыть через художественный образ. Нужно уметь из потока вопросов ребенка извлечь главное и направить детскую мысль на правильный путь. 

 Важно обращаться с вопросами к детям. Вопрос, поставленный ребенку, активизирует его мысль, побуждает к сравнению, иногда рассуждения, умозаключения. Это развивает познавательную активность, рождает потребность в новых знаниях. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием выполняют трудные задания, которые вызывают необходимость использовать известное и открывать новое.

Таким образом, у детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. 

 В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познава­тельных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, вообра­жения), которые представляют собой разные формы ориентации ребен­ка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

 Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интен­сивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, та­кие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.

 В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.

 Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.

 Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. 

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

 И так. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.

 Идея активизации познания имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

 Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка. 

Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.

 Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению.

 

«Путь к здоровью»

Задача сохранения и укрепления здоровья детей является первостепенной для сотрудников детского сада. Рациональный режим, закаливание, движение – основа здоровья дошкольника. Пребывание детей в дошкольном учреждении организуется согласно режиму дня, который составляется в соответствии с рекомендациями ведущих ученых, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10), программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

Обеспечение правильного режима в дошкольном учреждении достигается за счет распределения детей по возрастным группам. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста.

Правильный режим способствует укреплению здоровья, нормальному физическому развитию, дисциплинирует, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления, создаёт благоприятные условия для психического развития ребёнка. При несоблюдении этого важнейшего условия можно наблюдать отклонения в поведении малыша: капризы, повышение и понижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.д. В связи с этим особую актуальность приобретает соблюдение установленного в детском саду режима и во время пребывания ребёнка дома, во время выходных, отпуска, болезни (особенно таких компонентов – как время приёма пищи, укладывания на дневной и ночной сон, прогулка на свежем воздухе).

Ежедневно в детском саду проводится утренняя гимнастика – её цель не только «пробудить» ребёнка, поднять его мышечный тонус, но и создать хорошее настроение, настроить на предстоящую деятельность. Поэтому важно привести ребенка в детский сад с таким запасом времени, чтобы он успел переодеться и отправиться на гимнастику со всей группой. 

Неотъемлемой составляющей режима дня в детском саду в любой возрастной группе является прогулка на свежем воздухе.

Прогулка выполняет не только закаливающую роль (воздействие природных факторов: солнце, свежий воздух), но и позволяет снять напряжение, дать разрядку ребёнку после занятий, создать жизнерадостное настроение, удовлетворить потребность в движении. Прогулка организуется и проводится одновременно со всеми детьми группы, что позволяет в это время проводить проветривание и влажную уборку групповых помещений. В связи с неблагоприятными погодными условиями (дождь, температура воздуха минус 20 С и порывы ветра свыше 15 м/с) прогулка на свежем воздухе заменяется прогулкой в зимнем саду или спортивном зале.

Для того чтобы эффект от прогулки был максимальным, родителям необходимо позаботиться о том, чтобы одежда ребёнка была подобрана в соответствии с сезоном, погодой, была удобной, не сковывала его движения.

Поддерживая режим пребывания дома, выполняя рекомендации педагогов ДОУ по физическому развитию дошкольника вы делаете шаг на пути к здоровью вашего ребёнка.