Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

        Марковская

Альбина Рашидовна

 

 

 

 

 

 

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей.

        По данным мировой статистики в настоящее время отмечается увеличение числа детей с дефектами  речи. В связи с этим возрастает необходимость работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Изучая анатомические отношения тела ребенка, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к выводу, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук (развития мелкой моторики). В группах образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.

       Сформированность навыков мелкой моторики имеет важное значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально – исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т.д.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

  Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях является пальчиковая гимнастика – пассивные(самомассаж) или активные движения пальцами рук. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

Данный  метод развития детей может быть представлен несколькими видами: игры - манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, пальчиковые кинезиологические упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей рук, театр в руке.

Игры-манипуляции. 
"Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения. "Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

 Сюжетные пальчиковые упражнения. 
"Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). "Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. "Грабли" - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. "Елка" — ладони от себя, пальцы в "замок" (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

 Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. 
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

 Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). 
 С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. "Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). "Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. "Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

 Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). "Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук. "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. "Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.  Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев"). "Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. "Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.

Такой вид пассивной пальчиковой гимнастики, как самомассаж, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей, а так же прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие.

Пальчиковому театру также придают большое значение, так как это упражнение:  стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие; развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения.

          В интересах самого ребенка начинать работу по развитию мелкой моторики надо с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки в школе. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными выполнять их по этапам совместно, не забывать хвалить ребенка.

Во время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над записями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.