Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Боженко Марина Владимировна

Воспитатель

«Семейное чтение»

Рекомендации для родителей

Чтение в годы детства – это, прежде всего, 

воспитание сердца, прикосновение 

человеческого благородства 

к сокровенным уголкам детской души В. Сухомлинский 

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.

Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем проведенным вместе с ним.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит — книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет) 

Цель представленных ниже материалов – напомнить родителям, что семейное чтение - это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культурувзаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного. 

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. 

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом. 

Советы родителям: 

Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг. 

Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка. 

Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения. 

Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста. 

Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в детскую библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы. 

Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам. 

Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге. 

Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место. 

Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы — от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

 

Читайте Вашим детям 

Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну. 

Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им. 

Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья. 

Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой. 

Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи. 

Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни: через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбельные и песенки-потешки. Первой книгой может стать пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками: кошка, собака, мячик. 

Книжки из плотного картона можно давать уже в 6-7 месяцев, но только под присмотром, так как в этом возрасте ребёнок грызёт гранит науки в прямом смысле слова. Гиперактивному ребёнку на раннем возрасте лучше вводить по одной книжке в неделю, чтобы, пока не изучили одну книжку, не отвлекаться на вторую. Психологи рекомендуют читать малышам стихи постоянно, но что делать, если на заучивание стихов у родителей нет ни сил, ни времени, а ребёнок ещё мал, чтобы сам обращаться с книгой? 

Можно развесить по квартире листочки бумаги со стихами. На кухне – про еду и обжор, в ванной (лист предварительно заламинировать!) – про грязнуль и купание, около дивана – про зарядку и силачей, в спальне – «засыпальные» и «вставальные» стихи и т. д. 

Месяцев в 10 уже можно давать в руки первые книжки со стихами. Причём не удивляйтесь, когда ребёнок выберет две любимые, которые за день будут перечитываться, каждая по 25-30 раз. 

 Если вы видите, что ребенок устал, «поиграйте в книжки». 

Пусть ребенок покажет, как «идёт бычок, качается». 

А как Таня заплакала? А как мячик скачет? 

После игры продолжайте читать дальше. 

Введите обязательный ритуал чтения книг на ночь. 

Не отказываете детям в покупке книг. Возьмите за правило ходить в книжный магазин вместе с ребенком. Пусть это станет для него знаменательным событием. 

Помогают привить любовь к чтению диафильмы. 

Обратите внимание на книги с наклейками. Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать-играть почти бесконечно. 

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, каждый читает про убираемый предмет наизусть короткий стишок. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу… 

Попробуйте сами писать книги. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя. 

Ещё один приём – составлять книжки вместе с ребёнком. В эти самодельные книги можно включить детские рисунки, фотографии, стихи. 

Можно лепить сказочных героев из пластилина, устраивать кукольный театр. 

И ещё, важный момент – надо прививать и культуру обращения с книжками. Рисование в книжках должно пресекаться сразу и жёстко. Книжки нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям. Книжки должны находиться в пределах досягаемости ребёнка. 

Пока книжек мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению. Не используйте коробки, так как из них трудно доставать нужную книжечку, приучайте сразу к тому, что место книг – книжная полка. А чтобы книжечки не падали, купите пластмассовую подставку-сушилку для посуды. В отделениях для ложек-вилок удобно хранить книжки-малютки, картонные книги размером побольше, располагаются в отделениях для тарелок. 

Как начать семейное чтение 

Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему. 

Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души». 

Несколько практических советов: 

Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше. Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни. Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней. Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать. Постепенно прививайте привычку, интерес и любовь к книге в процессе ознакомления с художественной литературой Прививайте навыки слушания, восприятия художественных текстов; возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха; умение увидеть за словами конкретный образ и передать его в разговоре, рисунке, движении; Сочетайте слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям Развивайте в малыше познавательную активность на основе энциклопедических изданий. После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам. Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше — запишитесь в библиотеку всей семьей. При выборе книг прислушивайтесь к мнению библиотекаря 

 Читайте, рассказывайте сказки 

Рассказывайте, читайте сказки вашим детям, а если они 

выросли — внукам. 

Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным. 

Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно — у теплого родного плеча мамы. 

А как хороши сказки для семьи! 

Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра. 

Не спешите расстаться с прочитанной книгой: 

Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев. 

Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т. д. 

А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки. 

И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую. 

 

Роль и формы общения родителей с ребенком

 

Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения. 

Обучение от окружающих — что оказывает влияние на детей

 

В частности – к игровым формам поведения, пониманию значения и функции речи. Формируются первые навыки предметного общения. Все эти качества в дальнейшем нужны будут ему для более эффективного нравственного воспитания.

 

Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.

 

 


 

 

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПДД И БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ

 

Ежедневные сводки о ДТП при участии несовершеннолетних детей не оставляют равнодушными никого сегодня. Вопрос обеспечения безопасности детей на дороге возник одновременно с появлением автомобилей.

Согласно статистике причиной многих ДТП зачастую являются сами дети. Организм детей пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так необходимы для адаптации в мире, до конца сформированы. Дети очень динамичны и возбудимы и при этом они рассеяны, и не способны предвидеть грядущую опасность, они не могут оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, а также его скорость. Поэтому необходимо привлекать внимание общественности, СМИ и родителей к данной проблеме. Эта же причина объясняет необходимость обеспечения повышенной безопасности движения на дороге на государственном уровне.

Обучение старших дошкольников детских садов правилам дорожного движения и профилактика детского травматизма на дорогах – это обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Основные требования, которые прописаны в образовательной программе по обучению детей дорожной азбуке, должны усложняться в зависимости от возраста детей.

В дошкольном учреждении должны каждый год проводиться мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма.

В каждой группе согласно возрасту детей и требованиям программы должны быть уголки безопасности дорожного движения и иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Воспитателям ДОУ необходимо собирать дидактический материал, изготавливать разнообразные развивающие игры, организовывать совместную деятельность.

Одним из самых эффективных способов доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где сами дети являются главными участниками, поскольку именно в процессе игр дети усваивают основные правила и понимают, кто такой пешеход и кто водитель.

В уголках по ПДД дети могут играть, и одновременно получать знания о том, что на улицах есть дома, большие и маленькие, тротуары и проезжие части. Во время игры с машинами они замечают, что машины бывают легковые и грузовые, усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с различными сигналами светофора.

Также в уголке ПДД дети видят перекресток и знакомятся с разметкой "зебра", и "разделительная линия". Они могут узнать такие понятия, как одностороннее и двустороннее движение.

В процессе игры дети учатся правильно переходить проезжую часть дороги, и узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о ситуации на дороге.

Большая часть работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения должна проходить в старшей и подготовительной группах. Дети в этом возрасте уже обладают определенными знаниями и представлениями о дороге.

Именно поэтому в этих группах содержание материала более сложное: в уголках ПДД имеются разные виды перекрестков с разметкой, тротуары, разные виды знаков, и остановки транспорта. Дети получают информацию о том, что такое «многополосное движение» и «островок безопасности», они узнают многое о средствах регулирования движения на дороге.

В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого в ДОУ должен быть макет улицы с перекрестком, указателями для пешеходов, а также макеты домов. Дети могут не только поиграть, но и отработать и закрепить полученные знания правил поведения культурного водителя и внимательного пешехода. Совместно с воспитателем они могут разобрать ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

В помощь воспитателям ДОУ для организации обучения детей ПДД должен быть учебно-методический комплекс: демонстрационный и дидактический материал, конспекты занятий, загадок, стихотворений.

Работа ДОУ по усвоению воспитанниками правил безопасного движения может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

 

Список литературы

  1. Э.Я. Степанкова, М.Ф.Филенко «Дошкольникам – о правилах дорожного движения».

  2. «Правила дорожного движения». Сост. Н.А. Извекова и др. М: “ТЦ Сфера”. 2009 г.

  3. «Правила дорожного движения». М: «Третий Рим». 2011 г.