Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Баринова Анна Сергеевна

 Учитель-логопед

 

Рекомендую к прочтению:

Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами Пятница Т. В.

                 


 

                        ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

                           НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. 
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. 
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. 
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. 
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. 
 Дети в возрасте до 2-х лет: 
• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. 
Например, упражнение" Зайчик" 
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит. 
Вот так, вот так! И ушами шевелит. 
• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик); 
- Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. 
- Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти. 
- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. 
(в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза). 
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. 
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста. 
 Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют: 
• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). 
Например, упражнение "Капустка" 
Мы капусту рубим-рубим, 
Мы морковку трем-трем, 
Мы капусту солим-солим, 
Мы капусту жмем-жмем. 
• простые фигуры из пальчиков одной руки. 
"Зайка" 
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. 
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. 
"Коза" 
У козы торчат рога, 
Может забодать она. 
После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). 
• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); 
• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). 
"Замок" 
На двери висит замок. 
(соединить пальцы обеих рук в замок) 
Кто его открыть бы мог? 
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 
Постучали, 
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) 
Покрутили, 
(покрутить сцепленные руки в запястьях) 
Потянули 
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 
И открыли. 
(расцепить пальцы) 
"Домик" 
На поляне дом стоит, 
Ну а к дому путь закрыт. 
Мы ворота открываем, 
В домик всех вас приглашаем. 
"Шарик" 
Надуваем быстро шарик. 
Он становится большой. 
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – 
Стал он тонкий и худой. 
(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.) 
 Дети 3 – 4 лет. 
• Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение. 
"Кошка". 
А у кошки ушки на макушке, 
Чтобы лучше слышать 
Мышь в ее норушке. 
- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе). 
- разучивается вторая фигура по этому же принципу. 
"Мышка" 
Серенькая шкурка, 
Маленькие глазки, 
Ушки на макушке. 
Скажем мышке: "Здравствуй!". 
- дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. 
- Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. 
Рассказ. 
Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). 
• Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно. 
"Пальчики" 
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! 
Этот пальчик для того чтоб показывать его! 
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! 
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! 
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал! 
 Дети с 4 до 5 лет: 
• выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой; 
• сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно; 
• составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. 
"Краб" 
Ползет наоборот, задом наперед, 
Все под водой хватает клешней. 
Краб ползет по дну, выставив свою клешню. 
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. 
• Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. 
"Зайчик и кочан капусты" 
Встал зайчишка рано, вышел на поляну. 
Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши. 
По опушке к лесу шел и большой кочан нашел. 
"Идем" пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой. 
Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. 
"Заяц" грызет кулак и причмокивает. 
Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся, 
С усилием растопыриваем все пальцы. 
А домой добрался – долго отдувался! 
Показываем, как заяц движется по столу. 
 Дети 5 - 7 лет 
• Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. 
• Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш). 
• Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно. 
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет. 
Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства. Например, тема "Грибы". 
Этот пальчик 
Этот пальчик в лес пошел, 
Этот пальчик гриб нашел, 
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал, 
Этот пальчик все доел, 
Оттого и похудел. 
Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца. 
"За грибами" 
Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.) 
За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.) 
Три лукошка принесли. (показать три пальца) 
Фигурки из палочек 
В лес с корзинкой я пошел, 
У пенька грибок нашел. 
Игра 
Выложить горохом по нарисованному контуру. 
"Корзинка" 
В лес корзинку я беру 
И грибы в нее кладу. 
Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони "разъезжаются", и между пальцами образуются зазоры. 
Грибы на поляне 
Кто тут спрятан на картинке? 
Помогите, пальчики! 
Вы по контуру бегите, 
Узнать картинку помогите. 
Груздь. 
Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
"Чудесный мешочек" 
Найти грибок среди нескольких различных игрушек. 
Дорисуй узор 
Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. 
Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. 
Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста. 
Пальчиковому театру дидакты придают большое значение, так как это упражнение: 
• стимулирует развитие мелкой моторики; 
• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; 
• помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); 
• развивает воображение, память, мышление и внимание; 
• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; 
• формирует творческие способности и артистические умения; 
• знакомит с элементарными математическими понятиями. 
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. 
В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. 
• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются. 
• Выкладываются фигуры по заданному образцу. 
Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти. 
Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом. 
При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания: 
• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура. 
• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета. 
• Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков). 
• Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру. 
• Самому придумать и сложить фигуру. 
В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы. 
• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру. 
• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету. 
"Забавные картинки" 
По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки. 
"Застегни пуговку" 
На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь. 
"Разноцветные прищепки" 
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,). 
"Трафареты" 
Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума). 
Развитию мелкой моторики способствуют:  лепка,  рисование, конструирование,  аппликация, собирание пазлов, собирание мозаик. 
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

 


 

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!

 

  Речь родителей, которые постоянно общаются со своими детьми, является  важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.

В речи взрослых людей иногда встречаются следующие недостатки:

 - нечеткое  артикулирование звуков в процессе речи;

 - побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся ([ЧТО] вместо [ШТО], [ЕГО] вместо [ЕВО]);

 - произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

 - неправильное ударение в словах;

 - монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

 - ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

 - многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

 - насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

 - использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

 - частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);

 - засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.)

 - копирование речи малышей, «сюсюканье»;

 - использование в речи слов, не понятных детям без уточнения и т.д.

 

 Важно придерживаться следующих правил:

 

 - правильно произносить все звуки родного языка;

 - четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривал, окончания слов и каждое слово во фразе;

 - строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;

 - использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;

  - общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми   словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

 - связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно ис­пользуя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ре­бенка и уровня его речевого развития;

 - использовать в разговоре с детьми  доброжелательный тон.

 

 Ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

 

 

Что такое пальчиковая гимнастика?

Для чего нужны пальчиковые игры? 

 

 

 

Составитель: Баринова А.С. учитель - логопед

 

Пальчиковые игры - 

мгновенно переключают

внимание малыша с капризов или нервозности на

телесные ощущения – и успокаивают.

 

 Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите: Здравствуй, пальчик, выходи,

На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)
Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.
Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.
Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:
Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою
сторону). Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!
Вытянули репку.
Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые). Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.

 

Правила проведения пальчиковых игр

  

1. Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
2. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично ,особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
3. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
4. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;
5. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
6. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи. 

 

Пассивная пальчиковая гимнастика
 

Основным приемом пассивной пальчиковой гимнастики является массаж. Для детей 7-10 месяцев целесообразно проводить массаж с использованием следующих приемов: вибрация, поглаживание, пощипывание, потряхивание, растирание. Движения нужно выполнять в направлении к запястью, при этом уложиться желательно в 3-5 минут. Иначе ребенок может потерять интерес к занятию и в следующий раз с неохотой включаться в процесс.
Упражнения на сгибания.

Данный вид массажа выполняется в медленном темпе и очень осторожно. Зафиксировав кисть ребенка своей ладонью, нужно сгибать и разгибать пальчики малыша, совершая при этом круговые движения. Тот же прием можно использовать, когда рука ребенка лежит на твердой поверхности. Пальчики малыша нужно поочередно сгибать и разгибать, или приподнимать, если кисть руки лежит ладонью вниз.

Выполняя пассивные гимнастические упражнения для развития мелкой моторики у малышей до 2-х лет, обратите внимание, что для детей этого возраста важно спокойно-ласковое настроение и бережные прикосновения.

 

          Продолжение следует………….